Роль медсестры в организации лечебного процесса

27 сентября в БУ "Республиканская клиническая больница" состоялось заседание больничного совета на тему "Роль медицинской сестры в организации лечебного процесса".

Вступительное слово взяла главная медсестра Республиканской клинической больницы Лидия Зеленцова. В своем выступлении она отметила, что медицинские сестры играют ведущую роль в уходе за пациентами, могут настаивать на коррекции лечебно-диагностических мероприятий в интересах более успешной его реализации.

Поддержание и восстановление независимости пациента в удовлетворении основных потребностей организма является целью сестринского процесса, которая осуществляется путем решения следующих задач:

- создание базы информационных данных о пациенте;

- идентификация потребностей больного в медицинском обслуживании;

- обозначение приоритетов в медицинском обслуживании;

- составление плана ухода и обеспечение ухода за больным, соответствующего потребностям пациента;

- определение эффективности процесса ухода за больным и достижение цели медицинского обслуживания пациента.

Составляющие сестринского процесса были рассмотрены в докладе старшей медсестры отделения неврологии №2 Марины Харитоновой, который касался организации сестринского процесса в работе с пациентами, перенесшими острые нарушения мозгового кровообращения.

Действия медицинской сестры регламентируются "Стандартами практической деятельности медицинской сестры", принятыми Ассоциацией медицинских сестер России 10 июня 1998 г., Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 513 от 1 августа 2008 г. "Стандарты оказания медицинской помощи больным с инсультом" и Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации №25 от 25 января 1999 г. "О мерах по улучшению медицинской помощи больным с нарушением мозгового кровообращения".

Интересной для участников заседания темой оказался вопрос использования в лечении пациента мультидисциплинарной бригады, куда входят невролог, инструктор по лечебной физкультуре, психолог, логопед, физиотерапевт и многие другие специалисты. Их совместная работа может значительно повысить эффективность лечения больного.

Медсестры, как отметила Марина Харитонова, обладают широким спектром задач, куда входит кормление пациента, помощь по восстановлению речи, улучшение памяти, психологическая помощь больному и многое другое.

Медсестра Инна Удюкова рассказала о роли медицинской сестры в организации лечебного процесса в нейрохирургическом отделении. Она отметила, что в отделении разрабатывается и внедряется сестринская документация, стандарты, способствующие полному анализу проблем пациента, путей их решения, позволяющие оценить качество оказания сестринской помощи. Наряду с этим разработаны программы оценки качества сестринской помощи, а также модель конечного результата с возможностью экономического стимулирования труда медицинской сестры. Работа медицинских сестер ведется в соответствии с должностной инструкцией, стандартами проведения манипуляций и профилактики внутрибольничной инфекции.

Медсестры отделения осваивают программу МИС СТАТИСТИКА (ПУЛП), благодаря которой ведется персонифицированный учет лекарственных препаратов, учет поступления, списания их со склада, а также учет выполнения назначений врача.

С целью оказания помощи больным и их родственникам в 2009 г. была создана Школа пациентов, которая является эффективной организационной формой профилактического группового консультирования. В школе работают различные специалисты: врачи-неврологи, психотерапевт, врач и инструктор ЛФК, логопед, психолог, специалисты по уходу. Обучение в школе осуществляют медицинские сестры с повышенным уровнем образования, прошедшие специальную подготовку в г. Москва.

Всего в Республиканской клинической больнице работают 553 медицинских сестры. Все имеют сертификат. 411 медицинских сестер имеют квалификационную категорию. Их задача сегодня – освоить мировой опыт, не потеряв лучших традиций отечественного здравоохранения, обеспечить потребность медицины ХХI века в высокопрофессиональных, самостоятельных, обладающих творческим потенциалом специалистах, без которых невозможно применение современных эффективных технологий.